Моргунова Елена Анатольевна, воспитатель
Для родителейКонсультация для родителей. "Важность трудового воспитания детей в семье" Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье. Труд детей в семье для детей должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит. На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку. Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту. Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется, есть из грязной. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам. Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Трудовое воспитание детей в семье» Одно из главных качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общества. Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания. Основа трудового воспитания закладывается в семье. Любовь к труду необходимо формировать очень рано. Уже с полутора лет ребенок может помочь накрыть на стол, убрать игрушки на место. С трех лет ребенку можно дать постоянное трудовое поручение. Возраст от 5 до 7 лет является самым благоприятным возрастом для развития трудолюбия. Именно этот период родители должны использовать для формирования трудовых навыков у ребенка. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активности, к деятельности. Наблюдение за трудовой деятельностью взрослых рождает у ребенка желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его - главная задача родителей. Постоянное привлечение детей к семейным делам - главное условие воспитания трудолюбия. Детей надо приучать складывать одежду, ставить на место обувь, приучать обслуживать себя: помыть руки, почистить зубы, одеться самостоятельно. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения навыков самообслуживания, надо научить его это делать. Родители должны с раннего возраста требовать, чтобы ребенок поддерживал порядок в игрушках, сначала помогая ему, поощряя трудовые умения. Круг обязанностей с возрастом надо расширять: самостоятельно убирать игрушки, заправлять постель, убирать посуду после еды, убрать комнату, ухаживать за домашними животными, поливать цветы и т.д. Считаем необходимым, напомнить Вам, уважаемые родители, что необходимо по возможности вовлекать детей в совместный, общий труд. Пусть он вносит свой вклад, в общее дело и за это малыша надо похвалить, отметить успех. Дети радостно говорят: «Мы с мамой пирожки пекли» или «Мы с папой чинили машину», дети гордятся собой, от причастности к общему делу у них появляется чувство уверенности в себе. Готовиться к праздникам можно всей семьей, определите дело и своему дошкольнику, пусть купит хлеб или в вашем присутствии подготовит подарки гостям, не забудьте отметить это при всех и в следующий раз ребенок сам проявит активность в подготовке к празднику. Если мама собралась стирать, то ребенку тоже найдется дело в маленьком тазике. При выполнении всех дел старшим надо быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит усердие каждого, сноровку, умение все делать с готовностью. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вашему малышу преодолеть трудности, которые возникли. Успеха Вам! Памятка для родителей по трудовому воспитанию ребенка в семье 1. Поддерживать любую инициативу ребенка помочь Вам. 2. Приучать ребенка к навыкам самообслуживания, 3. Выбрать и определить вместе с ребенком посильное, постоянное поручение дома (поливать растения, пылесосить в комнате и др.). 4. Подобрать орудия труда, соответствующие возможностям ребенка и выделить место, где бы они хранились. 5. Знакомить с трудом взрослых через беседу, экскурсии, чтение литературы («Кем я хочу быть!»). 6. Играть в совместные игры профессиональной направленности («Школа», «Больница», «Магазин» и др.) 7. Высказывать и демонстрировать свое положительное отношение к труду. 8. Помогать ребенку, выполнять порученное дело самостоятельно. 25 февраля 2021 в 11:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.