Моргунова Елена Анатольевна, воспитатель

Дидактические игры на развитие мышления.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

 

Дидактическая игра «Что перепутал художник?».

Дидактическая задача: внимательно рассмотреть предложенную картинку и подробно рассказать о том, что на ней нарисовано неверно, развитие внимания и речи.

Игровое правило: найти на сюжетных  картинках все, что перепутал художник.

Материал:  карточки на которых изображены картинки-небылицы.

Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное».

Дидактическая задача: закреплять знания о растениях, используемых в питании.

Игровые действия: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет наземная часть – вершки, у других – подземная -  корешки. Накануне прочитать детям сказку «мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

Игровое правило: нельзя называть фрукт и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет выбрать для посева такие овощи, чтобы ему досталась съедобная часть.

Материал: на столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.)

 

 

Дидактическая игра «Сыщик»

Дидактическая задача: развитие умения кодировать информацию.

 Материал: схема групповой комнаты, на которой отмечены столы, стулья, шкаф, окно, дверь, диван; любая не большая игрушка.

Игровое действие. воспитатель говорит детям: «На листочке нарисован план групповой комнаты. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее».

Подвижная  игра «Овощи — фрукты»

 Дидактическая задача:  учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Материал: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют  группы «Овощи», «Фрукты».

 Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Дидактическая задача: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Материал : корзина, картинки фруктов

Ход игры:  дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».

 

 

 

Дидактическая игра «Что бывает внизу, а что – вверху».

Дидактическая задача: упражнять детей в ориентировке в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане.

Игровое правило: педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.).

Игровое действие: после этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.

Дидактическая игра «Молчанка».

Дидактическая задача: формировать у детей пространственные понятия верх, низ, впереди, сзади, в стороны.

Игровое правило: выполнять движения по сигналу водящего.

Игровые действия: педагог показывает карточку со стрелкой, ребенок жестом указывает изображенное на ней направление пространства.

Материал: карточки с изображением стрелок.

Дидактическая игра «Природа и человек».

Дидактическая задача: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровое правило: отвечать можно только после того, как пойман мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия: бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. Ударяет мяч о пол, ловит его, а потом бросает водящему.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны 1руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

Материал: мяч

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Дидактическая задача: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь .

Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству.

Материал: предметы из разного материала.

Дидактическая игра «Едет, плавает, летает».

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

Игровое правило: правильно разложить все карточки на «зоны», где они передвигаются: голубая – воздух, темно-синяя – вода, коричневая – земля. Выигрывает тот, кто ниразу не ошибся.

Игровые действия: игроки раскладывают карточки и называют, кто этим транспортным средством управляет: например: автобус наземный вид транспорта, кладем на коричневую «зону» и управляет им… водитель; грузовик - …шофер, поезд -…машинист, вертолет , самолет - …пилот, корабль – капитан, мотоцикл - …мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - …космонавт.

Материал: гараж и предметные картинки разнообразных транспортных средств (автобус, троллейбус, грузовик, вертолет, корабль, мотоцикл, велосипед и т.д.).

Дидактическая игра «Дорожное лото».

Дидактическая задача: упражнять в правильном назывании дорожных знаков.

Игровое правило: правильно закрывать клетки на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет карточку.

Игровые действия:  Вариант№1: игрок закрывает одну карточку. Вариант №2:игрок может использовать несколько карточек.

Материал: карточки лото с изображением дорожных знаков.

Дидактическая игра «Найди такую же»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, связную речь

Игровое правило: тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя.

Игровые действия:  поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Материал: игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые.

Дидактическая игра «Узнай, что изменилось»

Дидактическая задача: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, сзади, сбоку и др.; воспитывать наблюдательность.

Игровое правило: называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет стрелка.

Игровые действия:  перестановка предметов так, чтобы дети не видели.

Материал: игрушки.

13 марта 2021 в 19:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.