Моргунова Елена Анатольевна, воспитатель
Дидактические игры на развитие мышления.«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
Дидактическая игра «Что перепутал художник?». Дидактическая задача: внимательно рассмотреть предложенную картинку и подробно рассказать о том, что на ней нарисовано неверно, развитие внимания и речи. Игровое правило: найти на сюжетных картинках все, что перепутал художник. Материал: карточки на которых изображены картинки-небылицы. Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное». Дидактическая задача: закреплять знания о растениях, используемых в питании. Игровые действия: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет наземная часть – вершки, у других – подземная - корешки. Накануне прочитать детям сказку «мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю. Игровое правило: нельзя называть фрукт и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет выбрать для посева такие овощи, чтобы ему досталась съедобная часть. Материал: на столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.)
Дидактическая игра «Сыщик» Дидактическая задача: развитие умения кодировать информацию. Материал: схема групповой комнаты, на которой отмечены столы, стулья, шкаф, окно, дверь, диван; любая не большая игрушка. Игровое действие. воспитатель говорит детям: «На листочке нарисован план групповой комнаты. Вот круг – это стол, рядом квадрат - это стул, этот коричневый прямоугольник — диван, желтый — дверь, черный — шкаф, а синий — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуйте по плану найти ее». Подвижная игра «Овощи — фрукты» Дидактическая задача: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. Материал: предметные картинки овощей и фруктов Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты». Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?») Дидактическая задача: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память. Материал : корзина, картинки фруктов Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».
Дидактическая игра «Что бывает внизу, а что – вверху». Дидактическая задача: упражнять детей в ориентировке в пространстве, выстраивать целостные сюжеты в наглядном и совместном плане. Игровое правило: педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху. Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давай, посмотрим вверх, над нами – небо. Оно бывает снизу? А что еще бывает только вверху? Правильно, звезды, луна. А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. А где растет трава? Она где всегда бывает? (Растения, водоемы, земля, песок, камни и т.д.). Игровое действие: после этого дети самостоятельно перечисляет объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу. Дидактическая игра «Молчанка». Дидактическая задача: формировать у детей пространственные понятия верх, низ, впереди, сзади, в стороны. Игровое правило: выполнять движения по сигналу водящего. Игровые действия: педагог показывает карточку со стрелкой, ребенок жестом указывает изображенное на ней направление пространства. Материал: карточки с изображением стрелок. Дидактическая игра «Природа и человек». Дидактическая задача: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Игровое правило: отвечать можно только после того, как пойман мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику. Игровые действия: бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. Ударяет мяч о пол, ловит его, а потом бросает водящему. Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны 1руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек. Материал: мяч Дидактическая игра «Из чего сделано?» Дидактическая задача: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь . Игровое правило: класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала. Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству. Материал: предметы из разного материала. Дидактическая игра «Едет, плавает, летает». Дидактическая задача: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа. Игровое правило: правильно разложить все карточки на «зоны», где они передвигаются: голубая – воздух, темно-синяя – вода, коричневая – земля. Выигрывает тот, кто ниразу не ошибся. Игровые действия: игроки раскладывают карточки и называют, кто этим транспортным средством управляет: например: автобус наземный вид транспорта, кладем на коричневую «зону» и управляет им… водитель; грузовик - …шофер, поезд -…машинист, вертолет , самолет - …пилот, корабль – капитан, мотоцикл - …мотоциклист, велосипед - … велосипедист, ракета - …космонавт. Материал: гараж и предметные картинки разнообразных транспортных средств (автобус, троллейбус, грузовик, вертолет, корабль, мотоцикл, велосипед и т.д.). Дидактическая игра «Дорожное лото». Дидактическая задача: упражнять в правильном назывании дорожных знаков. Игровое правило: правильно закрывать клетки на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет карточку. Игровые действия: Вариант№1: игрок закрывает одну карточку. Вариант №2:игрок может использовать несколько карточек. Материал: карточки лото с изображением дорожных знаков. Дидактическая игра «Найди такую же» Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, связную речь Игровое правило: тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Игровые действия: поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя. Материал: игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. Дидактическая игра «Узнай, что изменилось» Дидактическая задача: упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, сзади, сбоку и др.; воспитывать наблюдательность. Игровое правило: называют изменения в расположении предметов только те дети, на кого укажет стрелка. Игровые действия: перестановка предметов так, чтобы дети не видели. Материал: игрушки. 13 марта 2021 в 19:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.